Эквайрингом называется банковский сервис, благодаря которому индивидуальные предприниматели могут принимать безналичные платежи от клиентов в магазинах и офисах продаж, а также онлайн на сайтах, в мобильных приложениях, мессенджерах и социальных сетях. Деньги поступают на расчетный счет компании. Такая форма оплаты удобна и для бизнеса, и для покупателей.
Онлайн-эквайринг для ИП дает возможность принимать разные виды оплат:
- российскими и зарубежными банковскими карточками;
- через СБП;
- посредством Mir Pay, SberPay и T-Pay;
- с баланса электронного кошелька (ЮMoney и прочие).
Эквайринг помогает увеличить продажи, ведь безналичная оплата удобна для клиентов. Многие покупатели предпочитают везде рассчитываться картой и не всегда имеют при себе достаточную сумму наличными.
Кто может подключить эквайринг
Этот сервис доступен представителям различных сфер бизнеса. Исключение — ИП, занимающиеся незаконной торговлей или реализующие запрещенные товары и услуги.
Решение о подключении индивидуальный предприниматель принимает самостоятельно. Но, в некоторых случаях обязанность принимать безналичные оплаты закреплена законодательно. В частности, если выручка за предыдущий год превысила 20 млн ₽ (статья 16.1 Закона РФ от 07.02.1992).
Если торговых точек несколько и на одной из них оборот составил менее 5 млн ₽, владелец сам решает, насколько там актуальна оплата по безналу.
Исключение — бизнес в удаленных населенных пунктах, где нет доступа к интернету. Нарушение закона влечёт за собой административный штраф до 50 тысяч ₽.
Преимущества и недостатки безналичных оплат
Наличие платежного терминала дает бизнесу дополнительные конкурентные преимущества:
- повышение эффективности воронки продаж;
- рост среднего чека;
- расширение клиентской базы;
- безопасность и удобство расчетов;
- повышение скорости обслуживания;
- экономия на инкассации;
- возможность работы по предоплате.
Чем меньше в обороте наличных денег, тем ниже вероятность столкнуться с фальшивыми купюрами и проще соблюдать кассовую дисциплину.
Главные недостатки безналичных оплат:
- обязательно нужен расчетный счет: карта физлица для этих целей не подходит;
- деньги приходят с задержкой (чаще всего на следующий день);
- с каждого поступившего платежа банк удерживает комиссию;
- установить виртуальный платежный терминал могут только те компании, которые имеют сайт.
Но, даже несмотря на эти сложности, эквайринг — эффективный и выгодный инструмент для бизнеса. Главное — правильно его настроить и провести интеграцию с онлайн-кассой и системами учета.
Виды эквайринга
В зависимости от места и способа оплаты, выделяют три основных вида эквайринга:
- Торговый. Применяется в магазинах, салонах красоты, офисах, заведениях общественного питания, на заправках и в других торговых точках.
- Мобильный. Подходит для ИП, которые специализируются на выездной торговле или оказывают услуги на дому у клиента.
- Интернет. Этот вид платежей рассчитан на онлайн-магазины, маркетплейсы, сервисы доставки, агрегаторы такси, кинотеатры и другие развлекательные заведения, а также платформы для покупки билетов и бронирования жилья. Еще он требуется для установки онлайн-кассы.
В торговой точке нужно подключить стационарный платежный терминал (POS), а в «полях» — переносной аналог (mPOS). Для оплаты на сайте, в мобильном приложении и мессенджерах необходимо установить виртуальный платежный шлюз.